Вы автор?
Опубликуйте у нас свои произведения, Здесь и Сейчас.
 Всего страниц: 259
<<  3  4  5  6  7  8  9 >>


Все книги автора

елизаров Евгений :: Велигая гендерная эволюция

Запомнить текущую страницу (стр. 6)
сегодня слово «человек» служит обозначению индивида и некоего собирательного
начала, равновеликого человеческому роду), и это значит, что в далеком прошлом,
кстати, не только европейской культуры, человеком в полном смысле этого слова
понимается только он. В представлении древних материи, слагавшие плоть его
домочадцев были совершенно недостаточны для того, чтобы сделать их личностью.
В этом так же нет ничего удивительного. Все это отражается в зеркале мифа. Ведь и древние герои отличаются от простых смертных прежде всего своей природой — что-то иное, особое в ней выделяет их из общего людского массива. Этим иным является божественное начало: только соитие с божеством способно породить героя.

Велик он более всех человеков,
На две трети он бог, на одну — человек он,
Образ его тела на вид несравненен...8

говорится уже в эпосе о Гильгамеше, одном из древнейших литературных пямятников. Пусть и не кровь богов, но нечто таинственное, сакральное содержится и в природе отца патриархального семейства; не даруя ему бессмертия, оно все же отличает его от прочих. Отсюда и все отличия правосостояний, определяющие статус домовладыки и домочадцев, как в самой семье, так и в социуме, о чем нам еще придется говорить. Только глава семьи является суверенным носителем сущностных определений своего рода, только он несет в себе что-то от природы своего первопредка, и только один из его потомков может наследовать таинственное начало, связующее всю цепь поколений. Не в последнюю очередь именно эти обстоятельства делают сакральной еще и фигуру первенца. Понимание того, что эта исключительность — всего лишь продукт культурных условностей, придет значительно позднее, древнее же сознание способно объяснить ее только таинственной особенностью внешнего начала, привносимого в «природу» патриархальной личности. Эти обстоятельства формируют и ее структуру и всю систему внутрисемейных отношений, и, добавим, всю структуру социума.
Впрочем, как следует из сказанного, нерасторжимым единством человека и вещи, «человеко-вещью» становится не только домовладыка, но и все его домочадцы, включая самых последних из них, рабов. Каждый из тех, кто входит в эту первичную социальную группу образует собой точно такую же сложную амальгаму. С той, разумеется, поправкой, что не каждому сообщается все необходимое для завершения его полноты и совершенства. Все производное от харизмы патриарха сообщается им в меньшем количестве, к тому же худшего «качества». Кроме того, в этой первичной группе нет двух одинаковых «соединений». Каждая «человеко-вещь» — это структурный элемент, молекула далеко не однородной самовоспроизводящейся системы, в которой складывается свое распределение функций, исполняемых каждым человеком, и существует свое назначение каждой вещи. А значит, и связь каждого домочадца с каждым «атомом» вещественной составляющей семьи строго индивидуальна и не тождественна никакой другой. Она всегда производна от той специфической роли, которая достается каждому в общем процессе жизнеобеспечения.
Уже это обстоятельство говорит о том, что ни одна «человеко-вещь» даже в глазах хозяина дома не сводится к собственно вещи, поэтому права на него, не тождественны праву собственности даже там, где они простираются на его жизнь. В древнейшем обществе это справедливо даже в отношении рабов. Поэтому упрощать и тем более вульгаризировать представление о реальных правах патриарха, рисуя его неким абсолютным диктатором, способным на самый дикий произвол, недопустимо. Но все же верховным распорядителем всего, что входит в понятие семьи, дома, остается только он.
Из этого сложносоставного содержания следует, что главным в жизни семьи оказывается вовсе не воспроизводство «людского состава», но обеспечение преемственности всей системы связей, которые образуют ее единство. Другими словами, сохранения, преемственности образа жизни всего этого замкнутого на себя микрокосма. В свою очередь, образ жизни этого объединения разнородных
 Всего страниц: 259
<<  3  4  5  6  7  8  9 >>


Поделись этой страницой:


a-block
Разделы:



Рекомендуем:
  1. Элитная упаковка

e-mail:
info@myviv.ru




2003-2018 (с) aPHPa
Внимание! Проект myVIV.Ru является публичной библиотекой, с некоммерческим уклоном, и создан для образовательных целей. Все произведения принадлежат их авторам и не подлежат копированию, распространению и коммерческому использованию.